Нужен компетентный
ответ по возникшему
вопросу ?
В банке знаний
4 579 ответов
на вопросы
по самым разным темам
Ацетон (№ ООН 1090), согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов, отнесен к транспортной категории 2. Это означает, что перевозчик освобождается от выполнения ряда требований правил перевозки опасных грузов, если количество ацетона на одну транспортную единицу не превышает 333 литров. В рассматриваемом случае осуществлялась перевозка 500 литров ацетона (20 л х 15 + 10 л х 20 = 500 л). Следовательно, при такой перевозке необходимо соблюдать указанные правила в полном объеме. Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении по факту несоблюдения правил перевозки опасных грузов следует считать обоснованным.
Метан, в случае перевозки, является опасным грузом. Любое количество опасного груза перевозится при соблюдении дополнительных требований безопасности. Такими минимальными требованиями при перевозке сжатого метана являются: 1) наличие на баллонах защитных колпаков; 2) наличие на баллонах надписи «UN1971» и знаков опасности образца № 2.1 (в отношении знаков опасности см. раздел 5.2.2 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов - ДОПОГ); 3) баллоны должны быть закреплены во избежание их соударения и перемещения относительно друг друга и транспортного средства; 4) наличие транспортного документа на опасный груз, содержащий сведения, предусмотренные в разделе 5.4.1 приложения А к ДОПОГ. Максимальное количество баллонов со сжатым метаном определяется как частное от деления числа «333» на вместимость одного баллона (в литрах).
В начале следует определить, какие нормативные требования применимы к рассматриваемому случаю. Поскольку перевозку топлива предусматривается осуществлять для собственных нужд заказчика на транспортных средствах, которыми он владеет на законных основания (договорные отношения на перевозку отсутствуют), то руководствоваться следует Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (далее – Правила), утвержденными приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73. Согласно пункту 5.2.2 Правил, персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз, в том числе охрана, обязан иметь свидетельство, удостоверяющее право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Также установлено, что свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего. Правила не содержат указаний в отношении формы свидетельства. Поэтому каждая организация вправе принимать по данному вопросу самостоятельные решения. Здесь важно следующее: наличие свидетельства позволяет отличать случайного пассажира от лица, присутствие которого на транспортом средстве необходимо при перевозке опасных грузов. Пункт 2.13.4 Правил предусматривает участие персонала, сопровождающего перевозку опасных грузов, в неотложных мероприятиях в случае дорожно-транспортного происшествия. В связи с этим указанный персонал должен иметь навыки оказания первом помощи пострадавшим и ликвидации других последствий таких происшествий. Обучение по этим вопросам может быть проведено организациями самостоятельно либо с привлечением соответствующих образовательных учреждений. Утвержденные в установленном порядке отдельные программы по подготовке персонала, сопровождающего перевозку опасного груза, в настоящее время отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4.3.2.4.2 приложения А к ДОПОГ к порожним неочищенным цистернам предъявляются такие же требования, как и в наполненном состоянии. Это означает, что к порожним неочищенным цистернам, в том числе к тем, которые используются для перевозки газов, применяется положение пункта 451 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390), согласно которому на автозаправочной станции запрещается заправка транспортных средств с опасными грузами классов 1 – 9, за исключением специально предусмотренных для этого топливозаправочных пунктов. По второй части вопроса. Правила перевозок опасных грузов не применяются к транспортным средствам, очищенным от остатков перевозившихся опасных грузов. При этом, согласно пунктам 5.3.1.1.5 и 5.3.2.1.8 приложения А к ДОПОГ, с транспортных средств требуется удалить или закрыть находящиеся на них таблички оранжевого цвета и информационные табло. ДОПОГ не предусматривает какие-либо дополнительные записи в транспортном документе или наличие отдельного документа в случае, когда цистерна прошла очистку. Вместе с тем полагаем, что наличие соответствующей записи или документа, выданного организацией, проводившей очистку цистерны, поможет избежать конфликтных ситуаций, в том числе при заправке транспортного средства на АЗС.
При перевозке этилового спирта в указанном количестве требуется соблюдение правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в полном объеме. При перевозке, осуществляемой юридическим лицом для собственных нужд на транспортном средстве, которым оно владеет на законных основаниях, необходимо выполнять требования, изложенные в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73), при перевозке, осуществляемой в порядке оказания услуг (по договорам), – требования, изложенные в приложениях А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (основание – пункт 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272). Кроме того, вопросы перевозок этилового спирта регламентируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее – Закон). Согласно Закону в общем случае на перевозки этилового спирта требуется иметь лицензию. В то же время данное требование не распространяется на перевозки, осуществляемые в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими этиловый спирт в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций. Основание – абзац седьмой пункта 3 статьи 9 и абзац пятый пункта 1 статьи 18 Закона. Статьей 10.2 Закона также определен перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают обязанность водителя обозначить место вынужденной остановки транспортного средства знаком аварийной остановки. На неосвещенных участках дорог в темное время суток, а также при плохой видимости на транспортном средстве требуется включить габаритные огни. В дополнение к указанным мерам могут быть также выставлены автономные маяки.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон) и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (далее – Правила) во исполнение Закона. Согласно статье 11 Закона и пункту 50 Правил, выгрузка груза из транспортного средства осуществляется грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. К рассматриваемому случаю применимы также положения Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28 (далее – Межотраслевые правила). Требования Межотраслевых правил с части разгрузки распространяются на грузополучателей. В соответствии с пунктами 2.4.1.1 и 2.4.1.2 Межотраслевых правил выгрузка грузов осуществляются силами и средствами грузополучателей или специализированных организаций. При этом погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного работника, назначаемого приказом руководителя организации, производящей погрузочно-разгрузочные работы. Таким образом, обеспечение техники безопасности при разгрузке нефтепродуктов возлагается на должностное лицо организации, осуществляющей разгрузочные работы.
Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом не содержат положений в отношении буксировки неисправных транспортных средств, на которых находятся опасные грузы. При указанной буксировке подлежат выполнению только требования раздела «20. Буксировка механических транспортных средств» Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090. Положения указанного раздела применяются к буксировке как одиночного транспортного средства, так и автопоезда.
Перевозка пассажиров на транспортном средстве, осуществляющем перевозку опасных грузов, запрещена. В соответствии с частью второй статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение этого требования влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Федеральному закону от 13.12.1996 № 150–ФЗ «Об оружии» пулемет является боевым оружием. Во исполнение положений этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 № 1314 утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях. Установлено, что оборот боевого оружия, в том числе его перевозка, осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами соответствующего федерального органа исполнительной власти.