Нужен компетентный
ответ по возникшему
вопросу ?
В банке знаний
4 579 ответов
на вопросы
по самым разным темам
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2012 № 259‑ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и пунктом 3 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, внутренние перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляемые в порядке оказания услуг автомобильного транспорта, регламентируются Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ). Перевозки опасных грузов для собственных нужд во внутреннем сообщении по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.1995 № 73 (далее — Правила). Требования к комплектации транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, дополнительным оборудованием и средствами индивидуальной защиты, также предусмотрены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ТР ТС 018 / 2011). В ДОПОГ перечень предметов дополнительного оборудования и средств индивидуальной защиты, которыми должно комплектоваться транспортное средство при перевозке опасных грузов, определен в разделе 8.1.5. В соответствии с положениями этого раздела транспортное средство маркированное табличками оранжевого цвета должно комплектоваться следующими средствами индивидуальной защиты для каждого члена экипажа транспортного средства: — аварийными жилетами; — парой защитных перчаток; — средствами защиты глаз для каждого члена экипажа; — при перевозке опасных грузов, которым присвоены знаки опасности № 2.3 (токсичные газы) или № 6.1 (токсичные вещества), дополнительно средствами защиты органов дыхания, необходимыми для аварийного покидания транспортного средства, для каждого члена экипажа. В соответствии с положениями ДОПОГ перечень средств индивидуальной защиты и дополнительного оборудования указывается в письменных инструкциях, которые должны передаваться водителю автомобильным перевозчиком до начала рейса. В соответствии с требованиями Правил перечень средств индивидуальной защиты, которыми должно комплектоваться транспортное средство при перевозке опасного груза, определяется изготовителем груза и указывается грузоотправителем в аварийной карточке. ДОПОГ и Правила предусматривают только минимальные требования к комплектации транспортных средств дополнительным оборудованием. Требования соглашения, касающиеся комплектации транспортных средств дополнительным оборудованием, основаны на том, что опасность обычно исходит только от опасных грузов, перевозимых на транспортном средстве, члены экипажа ликвидируют только утечки или просыпания незначительных размеров, и в случае серьезной опасности для жизни или здоровья они могут отойти на безопасное расстояние или использовать укрытие. На территориях крупных предприятий химической промышленности, отгружающих опасные грузы, опасность может исходить как от опасных грузов, загруженных в транспортное средство, так и от опасных объектов, расположенных на самом предприятии. В связи с этим, предметов дополнительного оборудования, предусмотренных ДОПОГ, может оказаться недостаточно для обеспечения безопасности членов экипажа транспортного средства, персонала предприятия и защиты окружающей среды. Поэтому некоторые предприятия, отгружающие опасные грузы, устанавливают дополнительные требования к оснащению транспортных средств, заезжающих на их территорию. Кроме того, требования к применению средств защиты работников определены разделом 11 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28. В соответствии с пунктом 11.3 этих Правил средства защиты должны применяться в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также если не обеспечивается гигиена труда. С учетом вышеизложенного, при определенных условиях и выполнении определенных процедур, требования нефтебазы по наличию у водителя средств индивидуальной защиты являются обоснованными. В соответствии с подпунктом 1.4.2.2.1 «g» ДОПОГ, пункта 3.2.2 Правил и пункта 11.4 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте членов экипажа транспортного средства средствами индивидуальной защиты должен обеспечить автомобильный перевозчик.
Поставленный вопрос прямо связан с областью применения технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013). Установлено, что обязательные требования распространяются на оборудование, впервые выпускаемое в обращение и предназначенное для применения на таможенной территории Таможенного союза. Полуприцепы-цистерны, бывшие в употреблении, таким оборудованием не являются. Согласно законодательству Российской Федерации вопросы, связанные с применением и исполнением требований безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В данном случае, значение имеет проведена ли очистка цистерны после последнего груза. К перевозке неочищенных порожних автоцистерн предъявляются те же требования, что и при перевозке в наполненном состоянии. Перечень документации, которая должна находиться на транспортной единице, приведен в разделе 8.1.2 ДОПОГ. К ним относятся: - транспортный документ с указанием в том числе номера ООН, надлежащего транспортного наименования последнего груза, знаков опасности, группы упаковки и кода тоннелей (для порожней цистерны после бензина : "ПОРОЖНЯЯ АВТОЦИСТЕРНА, ПОСЛЕДНИЙ ГРУЗ: UN 1203 БЕНЗИН МОТОРНЫЙ, 3, ГУ II, (D/E)"; - письменные инструкции, согласно раздела 5.4.3; - удостоверение личности каждого члена экипажа; - свидетельство о допущении к перевозке транспортной единицы или её элемент ; - свидетельство о подготовке водителя. В случае, если проведение очистки подтверждается документально, автоцистерна следует без выполнения каких-либо правил перевозки опасных грузов, в том числе по оснащению транспорта и наличию документации. При этом имеющаяся маркировка (таблички оранжевого цвета, знаки опасности) должны быть закрыты либо сняты.
Исчерпывающий перечень документов, которые должны находиться на транспортном средстве при перевозке опасных грузов по территории Российской Федерации, включен в пункт 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73; применяются к перевозкам, не связанным с оказанием услуг, - договоры на перевозки отсутствуют) и подраздел 8.1.2 приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (введено в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272; применяется к перевозкам, осуществляемым в порядке оказания услуг – по договорам). Указанные документы не предусматривают наличие свидетельства о поверке автоцистерны. В то же время, согласно пункту 5.109 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232, количество отпускаемого в автоцистерну нефтепродукта определяется взвешиванием на автомобильных весах или при помощи счетчиков жидкости или по номинальной вместимости цистерн (по планку). В связи с этим из-за отсутствия свидетельства о поверке автоцистерны в отпуске нефтепродуктов может быть отказано.
Согласно пункту 1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент) указанный нормативный правовой акт устанавливает требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой территории Таможенного союза. Таким образом, транспортные средства, зарегистрированные в государствах Таможенного союза и используемые для перевозок опасных грузов на территории Таможенного союза, должны быть оснащены дополнительным оборудованием, указанным в приложении № 8 к Регламенту. В то же время в случае осуществления международных перевозок опасных грузов по территории государств, не входящих в Таможенный союз и являющихся участниками Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ), транспортные средства требуется оснащать дополнительным оборудованием согласно разделам 8.1.4 и 8.1.5 приложения В к ДОПОГ. Требования, изложенные в пунктах 20.8.9 и 20.8.10 приложения № 8 к Регламенту, в отношении комплектации транспортных средств в соответствии с предписаниями аварийной карточки применяются к перевозкам опасных грузов, осуществляемым по территории Российской Федерации для собственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73). В иных случаях, в том числе при перевозках опасных грузов по территории Российской Федерации по договорам и международных перевозках по территории государств Таможенного союза, аварийные карточки в перечень необходимых документов не включены.
Бензин является нефтепродуктом. Согласно пункту 1.18.1 приложения № 6 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», автоцистерны для перевозки нефтепродуктов не должны устанавливаться на транспортных средствах с двигателем, работающем на газе. Таким образом, производство транспортных средств, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, с двигателем, работающем на газе, не осуществляется. Данное ограничение распространяется также на переоборудование транспортных средств. Отвечая на второй вопрос Вашего обращения, сообщаем следующее. При эксплуатации в пределах Таможенного союза конструкция и дополнительное оборудование транспортного средства должны соответствовать положениям (в части касающейся), изложенным в приложениях № 6 и № 8 к указанному техническому регламенту.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» установление порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов (далее – Порядок) отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. В нарушение этого положения Порядок был определен приказом Минтранса России от 26.01.2012 № 20. В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации принял соответствующее решение. При этом не ставится под сомнение правомерность постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 и приказа Минтранса России от 09.03.2010 № 55 об оснащении аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств типа EX/II, EX/III, FL, OX, AT и MEMU. Таким образом, практическая реализация принятых решений возможна после утверждения Порядка Правительством Российской Федерации.
Требования к наличию у водителя свидетельства ДОПОГ о подготовке одинаковы для коммерческих и некоммерческих перевозок опасных грузов. Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя требуется при перевозке селитры в упаковках в количестве более 1000 кг (масса нетто), а также при перевозке селитры навалом независимо от перевозимого количества. Требования к маркировке транспортных средств, используемых для перевозок опасных грузов, определены в главе 5.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ), и зависят от способа перевозки опасного груза. Транспортные средства, перевозящие селитру в упаковках (например, мешках) в количестве более 1000 кг (масса нетто), в соответствии с положениями ДОПОГ, обозначаются табличками оранжевого цвета, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы перпендикулярно ее продольной оси. Таблички оранжевого цвета должны иметь светоотражающую поверхность, черную окантовку шириной 15 мм, основание 400 мм и высоту 300 мм. Они могут быть разделены посередине горизонтальной линией черного цвета шириной 15 мм. Если площадь поверхности транспортного средства не позволяет прикрепить таблички таких размеров, то могут применяться уменьшенные таблички оранжевого цвета, размер основания которых может варьироваться в пределах от 300 до 400 мм, размер высоты от 120 до 300 мм. На боковых сторонах каждой транспортной единицы, в которой селитра перевозится навалом, крепятся хорошо видимые и размещенные параллельно продольной оси транспортного средства дополнительные таблички оранжевого цвета. На дополнительных табличках оранжевого цвета, прикрепленных к боковым сторонам транспортной единицы, указываются идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для селитры соответственно в колонках 20 и 1 Перечня опасных грузов ДОПОГ. Кроме того, к боковым поверхностям и сзади транспортного средства должны крепиться информационные табло, соответствующие образцу знака опасности № 5.1.
Полагаем, что письмо, которое Вы выдали водителю, породило больше вопросов, чем ответов. Поставьте себя на место инспектора. Что означают для него слова «14 дней он (водитель) отработал не по ЕСТР»? Можно предположить, что водитель не прекращал управления транспортным средством в течение 14 суток подряд. Это не соответствует требованиям ЕСТР. Что означают слова «еще 14 дней находился в ожидании»? Можно предположить, что водитель, не управляя транспортным средством, не был в этот период освобожден от выполнения возложенных на него обязанностей, что также не соответствует требованиям ЕСТР. Теперь обратимся к терминологии, предусмотренной ЕСТР. Первое, согласно подпункту «m» статьи 1 ЕСТР «отдых» - любой непрерывный период, в течение которого водитель может свободно располагать своим временем. Об отдыхе в письме ничего не сказано. Второе, согласно пункту 3 статьи 7 ЕСТР время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве, на пароме или в поезде, не рассматривается в качестве «другой работы». В то же время согласно пункту 4 перерывы, соблюдаемые на основании этой статьи, не рассматриваются в качестве ежедневных периодов отдыха. По нашему мнению, при подготовке письма была применена терминология, которая не подтвердила соблюдение требований ЕСТР в отношении продолжительности отдыха водителя, участвующего в международной автомобильной перевозке, что выразилось в предъявленных претензиях.
ЕСТР распространяется на работу экипажей транспортных средств (но не транспортных средств), осуществляющих международные перевозки. В то же время в Российской Федерации применяется Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Эти документы не имеют принципиальных различий: и тот, и другой устанавливают максимальную продолжительность работы (управления транспортным средством) и минимальное время отдыха водителя в течение дня (смены), недели, месяца или иного срока. В связи с этим Ваш вопрос в отношении 9-часового отстоя не вполне понятен. Согласно статье 8 ЕСТР, ежедневный отдых водителя продолжительностью 9 часов является минимальным (сокращенный ежедневный период отдыха) и складывается из периода времени, прошедшего после окончания предыдущего рабочего дня, и времени начала нового рабочего дня. При этом должны быть учтены другие требования. В частности, водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха. Подпункт «а» статьи 8 ЕСТР содержит также минимальные требования в отношении использования еженедельного периода отдыха.