Нужен компетентный
ответ по возникшему
вопросу ?
В банке знаний
4 579 ответов
на вопросы
по самым разным темам
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73) не содержат разъяснений по данному вопросу. Вместе с тем указанные Правила предусматривают наличие у водителя аварийной карточки, которая предусматривает код экстренных мер (КЭМ). Согласно пункту 2.8.2 Правил заполнение аварийной карточки является обязанностью организации-изготовителя опасного груза. Следовательно, назначение КЭМ отнесено к компетенции изготовителя опасного груза. В порядке информации сообщаем следующее. Понятие «код экстренных мер» применялось в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Согласно этим Правилам кислороду сжатому (№ ООН 1072) назначен КЭМ 23. Пропан (№ ООН 1978) в соответствующий перечень не включен. Кроме того, ППБ 01-03 утратили силу. В пришедших им на смену Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390) понятие «код экстренных мер» отсутствует.
Согласно требованиям, применяемым к маркировке, на каждый КСГМГ должны быть нанесены данные о максимальной нагрузке при штабелировании (см. подраздел 6.5.2.2 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов). Отсутствие на КСГМГ соответствующей маркировки, означает запрет на размещение на них каких-либо предметов.
Требования к транспортным средствам для перевозки нефтепродуктов изложены в разделе 1.18 приложения № 6 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720). Согласно пункту 1.18.4.3 металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны должны иметь на всем протяжении непрерывную электрическую цепь относительно болта заземления. Аналогичное требование содержится в пункте 6.8.2.1.27 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов. Кроме того, в этом пункте указано, что корпус автоцистерны, предназначенной для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, должен быть оборудован, по крайней мере, одним устройством заземления, имеющим четкую маркировку и пригодным к электрическому подсоединению. Таким образом, маркировка «Заземление» должна быть произведена в том месте цистерны, где осуществляется ее электрическое соединение с заземляющим контуром объекта, на котором производится налив или слив топлива. Такое место (с учетом конструктивных особенностей) должно быть указано в документации завода-изготовителя автоцистерны.
Подраздел 1.1.3.6 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) освобождает перевозчика от выполнения ряда требований ДОПОГ в случае перевозки опасных грузов в ограниченных количествах. В частности, согласно указанному подразделу при перевозке дизельного топлива в количестве не более 1000 л (определяется по номинальной вместимости используемых емкостей) водитель транспортного средства может не иметь ДОПОГ-свидетельства, не предъявляются дополнительные требования к конструкции и маркировке транспортного средства. Вместе с тем должны быть соблюдены требования, касающиеся упаковки опасного вещества и ее маркировки. Применительно к рассматриваемому случаю дизельное топливо может быть упаковано в барабаны (бочки), имеющие маркировку предприятия-изготовителя в соответствии с разделом 6.1.3 приложения А к ДОПОГ. Кроме того, на бочки должны быть нанесены маркировочные надписи «UN1202», знаки опасности, соответствующие легковоспламеняющейся жидкости, и маркировочный знак опасного для окружающей среды вещества (см. главу 5.2 приложения А к ДОПОГ).
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73) в настоящее время применяются исключительно к перевозкам, осуществляемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях (перевозки, на выполнение которых договора не заключаются). В соответствии с этими Правилами на транспортном средстве должна находиться аварийная карточка, в которой для дизельного топлива должен быть указан КЭМ 145К. К транспортному средству спереди и сзади должны быть прикреплены информационные таблицы системы информации об опасности с изображением знака опасности для легковоспламеняющихся жидкостей. На них также требуется указать КЭМ и номер ООН перевозимого груза. При осуществлении перевозок по договорам вместо аварийной карточки на транспортном средстве должны находиться письменные инструкции (см. раздел 5.4.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов), которые КЭМ не предусматривают. В этом случае к транспортной единице спереди и сзади прикрепляются таблички оранжевого цвета, в верхней части которых указывают идентификационный номер опасности, в нижней – номер ООН перевозимого груза. Для дизельного топлива «30» и «1202» соответственно.
Согласно пунктов 5.3.2.1.2 – 5.3.2.1.6 ДОПОГ, требование о маркировке транспортных единиц табличками оранжевого цвета с идентификационными номерами опасности и номерами ООН перевозимых грузов применяется к автоцистернам, транспортным средствам-батареям, иным транспортным средствам, на которых перевозятся цистерны, а также к транспортным средствах, на которых перевозятся неупакованные твердые вещества либо упакованные радиоактивные материалы в условиях исключительного использования. В иных случаях к транспортной единице спереди и сзади требуется прикреплять таблички оранжевого цвета, не имеющих указанных номеров.
ПОГАТ применяется только к перевозкам, осуществляемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях (договорные отношения на перевозки отсутствуют). В остальных случаях – приложения А и В к ДОПОГ. Согласно главе 5.3 приложения В к ДОПОГ (применительно к рассматриваемому случаю) информационное табло, соответствующее знаку опасности для легковоспламеняющихся жидкостей, и маркировочный знак вещества, опасного для окружающей среды, должны быть размещены на обеих боковых сторонах в задней части цистерны (см. подраздел 5.3.1.4 и раздел 5.3.6). Кроме того, транспортная единица должна иметь маркировку в виде табличек оранжевого цвета в соответствии с разделом 5.3.2.
Согласование маршрутов перевозки опасных грузов с подразделениями Госавтоинспекции, при котором в соответствии с пунктом 2.10.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортном скорость движения транспортного средства могла быть ограничена, не осуществляется. В связи с этим скорость движения транспортных средств с опасными грузами определяется только в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации. Поэтому необходимость в размещении на транспортном средстве опознавательного знака «ограничение скорости» отсутствует.
Крепление к цистерне таблички, содержащей сведения о ее конструктивных особенностях, отнесено к компетенции предприятия-изготовителя, но не владельца цистерны.
Полагаем, что наличие на табличке оранжевого цвета номеров, не относящихся к перевозимому грузу, следует рассматривать как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.