Нужен компетентный
ответ по возникшему
вопросу ?
В банке знаний
4 579 ответов
на вопросы
по самым разным темам
Требование о наличии свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя применяется только к водителям транспортных средств, на которых осуществляются перевозки опасных грузов. Вместе с тем все другие работники, связанные с этими перевозками, также должны быть ознакомлены с общими требованиями, касающимися перевозок, и пройти подготовку соразмерно обязанностям. Работодатель должен вести учет такой подготовки.
Исходим из того, что перевозка осуществляется в порядке оказания услуг (по договору). Следовательно, при ее выполнении требуется соблюдать положения, включенные в приложения А и В к ДОПОГ. Указанные приложения не содержат ограничений в отношении погрузки в одно и то же транспортное средство окисляющего (кислород) и легковоспламеняющегося (пропан) газов. Баллоны должны укладываться в горизонтальном положении параллельно продольной оси транспортного средства или под прямым углом. Однако баллоны, находящиеся вблизи от передней поперечной стенки, должны укладываться под прямым углом к указанной оси. Баллоны, расположенные горизонтально, требуется надежно заклинивать, привязывать или закреплять иным способом, исключающим их перемещение. Баллоны могут перевозиться в вертикальном положении, если используются приспособления, предохраняющие их от опрокидывания.
Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают возможность перевозки ограниченного количества опасных грузов при условии соблюдения лишь отдельных требований ДОПОГ. В частности, водитель может не иметь свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя, не применяются дополнительные требования к конструкции транспортного средства, а также его маркировке. Наряду с этим баллоны должны иметь защитные колпаки, на них требуется нанести маркировку и соответствующие знаки опасности (см. главу 5.2 приложения А к ДОПОГ). Кроме того, перевозчик не освобождается от соблюдения требований, касающихся укладки и крепления баллонов, вентиляции кузова транспортного средства (см. специальные положения CV9, CV10 и CV36 в разделе 7.5.11 приложения А к ДОПОГ), а также оформления транспортного документа на каждый груз (см. раздел 5.4.1 приложения А к ДОПОГ). При этом в случае перевозки только пропана (№ ООН 1978) максимальное количество на транспортную единицу ограничивается 333 кг (масса нетто сжиженного газа), только аргона или кислорода – 1000 л (суммарная вместимость баллонов). Для определения максимального количества груза, состоящего из баллонов с пропаном и баллонов с аргоном или кислородом применяется следующий расчет: количество пропана (масса нетто сжиженного газа в кг), умноженная на коэффициент 3, плюс суммарная вместимость баллонов с аргоном и кислородом (в литрах) не должны превышать «1000».
Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя не требуется, если соблюдены следующие условия: 1) на каждый баллон с углекислотой нанесены маркировка в виде надписей «Углекислота» и «UN 1013» и знак опасности, соответствующий невоспламеняющемуся, нетоксичному газу; 2) на груз составлен транспортный документ, требования к которому изложены в разделе 5.4.1 приложения А к ДОПОГ; 3) баллоны имеют защитные колпаки и закреплены во избежание их перемещения относительно транспортного средства и друг друга, а также соударения. Максимальное количество баллонов определяется делением числа «1000» на вместимость одного баллона в литрах.
Метан, в случае перевозки, является опасным грузом. Любое количество опасного груза перевозится при соблюдении дополнительных требований безопасности. Такими минимальными требованиями при перевозке сжатого метана являются: 1) наличие на баллонах защитных колпаков; 2) наличие на баллонах надписи «UN1971» и знаков опасности образца № 2.1 (в отношении знаков опасности см. раздел 5.2.2 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов - ДОПОГ); 3) баллоны должны быть закреплены во избежание их соударения и перемещения относительно друг друга и транспортного средства; 4) наличие транспортного документа на опасный груз, содержащий сведения, предусмотренные в разделе 5.4.1 приложения А к ДОПОГ. Максимальное количество баллонов со сжатым метаном определяется как частное от деления числа «333» на вместимость одного баллона (в литрах).
Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают обязанность водителя обозначить место вынужденной остановки транспортного средства знаком аварийной остановки. На неосвещенных участках дорог в темное время суток, а также при плохой видимости на транспортном средстве требуется включить габаритные огни. В дополнение к указанным мерам могут быть также выставлены автономные маяки.
При перевозке ряда опасных грузов в ограниченных количествах не требуется соблюдать в полном объеме положения правил перевозок опасных грузов. На основании подраздела 1.1.3.6 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) при перевозке сжиженного азота считается достаточным выполнение следующих требований: 1) масса нетто груза на транспортной единице не должна превышать 1000 кг; 2) криогенные сосуды с азотом (закрытые и открытые) должны соответствовать требования инструкции по упаковке Р203 (см. подраздел 4.1.4.1 приложения А к ДОПОГ); 3) на сосуды с азотом должны быть нанесены надпись «UN 1977» и знак опасности, соответствующий невоспламеняющимся нетоксичным газам (см. главу 5.2 приложения А к ДОПОГ); 4) на перевозку должен быть составлен транспортный документ (см. раздел 5.4.1 приложения А к ДОПОГ). Такие же требования предъявляются к перевозке ограниченного количества сжиженного аргона, отнесенного к номеру ООН 1951. Кроме того, сосуды со сжиженными газами должны быть закреплены на транспортном средстве во избежание их перемещения и повреждения (см. раздел 7.5.7 приложения А к ДОПОГ). При соблюдении указанных требований водитель транспортного средства может не иметь свидетельства о подготовке по правилам перевозки опасных грузов (ДОПОГ-свидетельства). В то же время согласно разделу 8.2.3 приложения В к ДОПОГ лица, связанные с перевозкой опасных грузов, должны получить подготовку в данной области соразмерно их обязанностям и функциям. Такая подготовка организуется работодателем, в том числе с использованием возможностей соответствующих образовательных учреждений.
Указанное Вами транспортное средство в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720) и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) является транспортным средством-батареей (транспортное средство-батарея означает транспортное средство с комплектом элементов, соединенных между собой коллектором и стационарно установленных на данном транспортном средстве. Элементами транспортного средства-батареи считаются: баллоны, цилиндры, связки баллонов, барабаны под давлением, а также цистерны, предназначенные для перевозки газов, вместимостью более 450 литров). Метан классифицируется как легковоспламеняющийся газ. В связи с этим конструкция транспортных средств, на которых осуществляется его перевозка, в том числе прицепы и полуприцепы, должна соответствовать требования, предъявляемым к транспортным средствам категории FL (согласно главе 9.1 приложения В к ДОПОГ транспортное средство FL означает транспортное средство-батарею общей вместимостью 1 куб. м, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов). Указанные требования включены в главу 9.2 приложения В к ДОПОГ и предусматривают: 1) защиту электрических цепей плавкими предохранителями или автоматическими выключателями; 2) наличие главного выключателя аккумуляторной батареи, установленного на проводе, соединенном с положительной клеммой аккумуляторной батареи, и находящегося в кабине водителя устройства управления этим выключателем, имеющего четкую маркировку; 3) электроизоляцию клемм аккумуляторной батареи и ее вентиляцию; 4) дополнительную защиту электропроводки, расположенной позади кабины водителя; 5) наличие антиблокировочной и износостойкой тормозных систем на тягачах, максимальная масса которых превышает 16 т, либо допущенных к буксировке прицепов или полуприцепов максимальной массой более 10 т, а также на прицепах и полуприцепах максимальной массой более 10 т; 6) соблюдения мер по предотвращению пожара в отношении топливного бака, двигателя, системы выпуска отработавших газов; 7) наличие на механических транспортных средствах устройства ограничения скорости.
Порядок выдачи специального разрешения определён приказом Минтранса России от 04.07.2011 г. № 179 http://www.pogt.ru/prikaz-mintransa-rossii-ot-04-07-2011-g-n-179.html . Согласно ст.2 Порядка, опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). На основании таблицы А главы 3.2 ДОПОГ, "ПРОПАН" номер ООН 1978 отнесен к воспламеняющимся газам класса 2. Для данных веществ в таблице 1.10.3.1.2 ДОПОГ указано, что при перевозке в цистернах в количестве более 3000 литров данный груз является грузом повышенной опасности. Беря в расчёт, что груз выгружен, такого количества вещества в цистерне нет, соответственно на перевозку порожней цистерны специальное разрешение не требуется. При этом нужно учесть, что прочие требования к перевозке, включая наличие транспортного документа оформленного согласно п.5.4.1.1.6.2.2 ДОПОГ, сохраняются.
В общем случае при перевозках опасных веществ и изделий должны соблюдаться правила перевозок опасных грузов в полном объеме. Вместе с тем определенное количество ряда опасных веществ, в порядке исключения, допускается перевозить, соблюдая только отдельные требования указанных правил. Из этого следует вывод: в случае перевозки, любое опасное вещество или изделие, независимо от количества, является опасным грузом, который должен перевозиться с соблюдением полного или ограниченного объема требований, содержащихся в правилах перевозок опасных грузов. На основании положений подраздела 1.1.3.6 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) кислород охлажденный жидкий (№ ООН 1073) в количестве, не превышающем 1000 кг, может перевозиться при соблюдении ограниченных требований (см. пункт 1.1.3.6.2 приложения А к ДОПОГ), включающих, в частности, положения инструкции по упаковке Р203 (см. подраздел 4.1.4.1 приложения А к ДОПОГ) и требования к маркировке емкости, в которой находится кислород (см. главы 5.2 и 5.3 приложения А к ДОПОГ). При этом водитель транспортного средства должен иметь при себе транспортный документ, оформленный в соответствии с требованиями раздела 5.4.1 приложения А к ДОПОГ.