Нужен компетентный
ответ по возникшему
вопросу ?
В банке знаний
4 579 ответов
на вопросы
по самым разным темам
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. В соответствии со статьей 14 указанного Закона Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду. Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее — Порядок). Согласно положениям указанного Порядка паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (см. приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды"). Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Паспорт действует бессрочно.
Требования к маркировке транспортных средств с опасными грузами установлены в правилах перевозок опасных грузов. В Правилах дорожного движения Российской Федерации приведен знак дополнительной информации (табличка) 8.19 "Класс опасного груза", которая должна указывать номер класса (классов) опасных грузов по ГОСТу 19433-88. Однако, ни в одном законодательном и ином нормативном правовом документе Российской Федерации не определен порядок ее применения. Следует учитывать, что твердые бытовые отходы не подпадают под критерии ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и части 2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), следовательно, транспортные средства при перевозке таких отходов, не должны в соответствии с положениями правил перевозок опасных грузов маркироваться табличками оранжевого цвета, информационными табло и другими элементами маркировки, предусмотренными этими правилами, для маркировки транспортных средств с опасными грузами. С учетом вышеизложенного, действия Росприроднадзора были неправомерными.
Обращение с отходами, в том числе перевозка, должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Частью 1 статьи 16 этого закона определено, что одним из условий транспортирования отходов является наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. Частью 2 этой же статьи установлено, что порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. В настоящее время указанный порядок не определен. В то же время установлено, что ряд отходов, в частности ртутьсодержащие лампы, должен перевозиться в соответствии с правилами перевозок опасных грузов (см. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681). На основании подраздела 1.1.3.10 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) правила перевозок опасных грузов не применяются к перевозке ламп, в которых количество ртути не превышает 1 килограмма, если соблюдены следующие условия: 1) каждая лампа содержит не более 1 грамма ртути; 2) в упаковке содержится не более 30 грамм ртути; 3) каждая лампа либо по отдельности упакована во внутреннюю тару, отделенную друг от друга перегородками, либо обложена прокладочным материалом, защищающим лампу, и помещена в прочную наружную тару. Аккумуляторные батареи включены в перечень опасных грузов. Следовательно, их перевозка должна осуществляется согласно соответствующим правилам. Однако при перевозке отработавших аккумуляторных батарей такие правила не применяются, если корпуса батарей не повреждены, батареи закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, а также их скольжению, падению или повреждению, на поверхности батарей отсутствуют представляющие опасность следы щелочей или кислот, батареи защищены от короткого замыкания. В иных случаях аккумуляторные батареи в количестве не более 1 т могут перевозиться на транспортных средствах, не имеющих маркировки, если соблюдены требования, включенные в подраздел 1.1.3.6 ДОПОГ. На перевозку ветоши промасленной правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом не распространяются. Отработанные топливные и масленые фильтры и песок, загрязненный нефтепродуктами, не включены в перечень опасных грузов. Их перевозка на транспортных средствах, маркированных в соответствии с правилами перевозок опасных грузов, должна осуществляться в том случае, если установлено, что эти вещества и изделия на основании классификационных признаков, включенных в правила перевозок опасных грузов, являются опасными грузами.
Применение статьи 12.21.2 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение правил перевозок опасных грузов, предполагает либо соответствие твердых коммунальных отходов критериям, применяемым к опасным грузам, либо распространение правил перевозок опасных грузов на перевозку указанных отходов. В первом случае требуется представить соответствующие доказательства,. во втором - учитывать, что транспортирование отходов является областью применения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 24.6 данного закона, в частности, установлено, что транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие Правила в настоящее время не отсутствуют. Закон и размещенный в сети «Интернет» проект Правил не содержат требований о перевозке твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами перевозок опасных грузов. Таким образом, не доказано и не из законодательства Российской Федерации не следует, что водитель транспортного средства, на котором осуществлялась перевозка твердых коммунальных отходов, обязан иметь свидетельство, подтверждающее наличие знаний специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов (свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя). Кроме того, в перечне дополнительного оборудования, которым должны оснащаться транспортные средства для перевозки опасных грузов (см. раздел 20 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств») отсутствует дренажная ловушка. Следовательно, отсутствие на транспортном средстве дренажной ловушки не образует события административного правонарушения при перевозке опасных грузов.
Если, в соответствии с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ), на перевозку ртутных ламп распространяется действие данного Соглашения, то они должны перевозиться под номером ООН 3506 Ртуть, содержащаяся в промышленных изделиях. Упаковки должны маркироваться знаком опасности по образцу № 8 (коррозионные вещества) и знаком опасности по образцу № 6.1 (токсичные вещества). При перевозке упаковок с опасными грузами класса 8 в количествах, превышающих значения, указанные в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ, в соответствии с положениями главы 5.3 этого Соглашения, транспортное средство маркируется двумя светоотражающими табличками оранжевого цвета, с основанием 400 мм и высотой 300 мм. Эти таблички должны иметь черную окантовку шириной не менее 15 мм. Одна из этих табличек прикрепляется спереди транспортной единицы, а вторая — сзади. Следует отметить, что ртутные лампы в большинстве случаев не подпадают под требования ДОПОГ, в связи с чем настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться с подразделом 1.1.3.10 ДОПОГ. Заказать ДОПОГ Вы можете по ссылке www.zakaz.pogt.ru
Нефть и нефтепродукты (за исключением некоторых нефтепродуктов, которые не представляют опасности для окружающей среды) являются опасными грузами класса 3 или 9 в зависимости от их температуры вспышки. При достаточной концентрации этих продуктов в шламе он также должен рассматриваться как опасный груз. Показатели и критерии, по которым производится классификация опасных грузов классов 3 и 9 приведены соответственно в подразделах 2.2.3.1 и 2.2.9.1.10 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Согласно пункту 2.1.3.5.2 ДОПОГ если определить физические, химические характеристики и физиологические свойства вещества невозможно без несоизмеримых затрат или усилий, то данное вещество, смесь или раствор должны быть отнесены к классу того компонента, который представляет наибольшую опасность. В соответствии с положениями 2.1.3.5.5 ДОПОГ если вещество, подлежащее перевозке, представляет собой отходы, состав которых точно не известен, его отнесение к номеру ООН и группе упаковки может основываться на знаниях грузоотправителя об этих отходах. При наличии сомнений выбор должен быть сделан в пользу наибольшего уровня опасности.
Следует отметить, что ТБО зачастую не относятся к опасным грузам класса 9. Требования к размещению огнетушителей на автомобильном транспортном средстве, используемом для перевозки опасных грузов, определены в разделе 8.1.4 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ). В соответствии с пунктом 8.1.4.5 ДОПОГ огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах так, чтобы в любое время быть легкодоступными для экипажа транспортного средства и защищенными от влияния погодных условий во избежание снижения их эксплуатационной надежности.
Требования к заполнению цистерн устанавливаются заводом изготовителем и указываются в документации по эксплуатации цистерны. В случае опасных грузов, требования к заполнению цистерн, дополнительно регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) для исключения опасных ситуаций, вызванных смещением наливных грузов, цистерны при перевозке, по возможности, должны быть или максимально заполненными, или почти пустыми. В любом случае, если вместимость цистерны (или секции) более 7500 литров, и она не оборудована перегородками или волнорезами, то в ходе ее загрузки должны соблюдаться установленные ограничения. Цистерна должна быть наполнена либо больше, чем на 80%, либо меньше, чем на 20% своего объема. Наиболее опасный уровень наполнения цистерны — в промежутке от 20 до 80%, поскольку в этом диапазоне образуются наиболее сильные волны.
Наличие на транспортном средстве песка предусмотрено пунктом 20.8.6 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Это требование применяется к транспортным средствам для перевозки опасных грузов. При этом необходимое количество песка, предназначенного для тушения пожара, и расположение емкости для его размещения не конкретизированы. В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. В настоящее время указанный нормативный акт не принят. Проект Правил в отношении транспортных средств для перевозки отходов содержит следующие положения: мусоровозы должны отвечать требованиям, установленным настоящими Правилами, законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; одометры мусоровозов должны быть исправны и не могут быть заменены без уведомления регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор); мусоровозы должны быть окрашены в узнаваемый цвет, согласованный с региональным оператором; вновь вводимые в эксплуатацию мусоровозы должны отвечать требованиям ЕВРО-4 и быть оборудованными датчиками системы ГЛОНАСС. Эксплуатация мусоровозов, не оборудованных системой ГЛОНАСС, допускается до 1 января 2017 года; мусоровозы, перевозящие отходы, должны перемещаться исключительно по маршрутам, предварительно согласованным с региональным оператором; в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Таким образом, исходя из проекта Правил, к мусоровозам и порядку осуществления перевозок твердых коммунальных отходов не предусматривается применять положения, содержащиеся в правилах перевозок опасных грузов. Следовательно, требование об оснащении мусоровозов ящиками с песком является преждевременным.
Следует учитывать, что отходы не всегда являются опасными грузами. Транспортные единицы, используемые для оказания услуг по перевозке опасных грузов класса 9 (кроме светлых нефтепродуктов в автоцистерне) в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности транспортных средств» и Европейского соглашения о международно дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), должны быть укомплектованы следующим оборудованием: — на каждое транспортное средство (звено автопоезда) не менее чем двумя противооткатными упорами, размеры которых должны соответствовать диаметру колес и максимальной массе транспортного средства; — двумя знаками аварийной остановки и двумя фонарями с автономным питанием с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета; — карманными фонарями для каждого члена экипажа; — лопатой и запасом песка для тушения пожара; — одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа (например, специальным сигнальным жилетом повышенной видимости, соответствующим ГОСТ Р 12.4.219—99 ); — парой защитных перчаток для каждого члена экипажа; — средствами защиты глаз (например, защитными очками) для каждого члена экипажа; — средствами нейтрализации перевозимых опасных грузов; — набором ручных инструментов для аварийного ремонта транспортного средства. — жидкостью для промывания глаз. — дренажной ловушкой; — контейнером для сбора разлившихся (просыпавшихся) опасных грузов. Кроме того, транспортное средство должно быть укомплектовано первичными средствами пожаротушения, количество которых определяется разрешенной максимальной массой транспортной единицы.