Сложившееся положение связано с тем, что изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) до настоящего времени не получили развития в соответствующих нормативных правовых актах. При этом Росприроднадзор направляет в подчиненные территориальные органы разъяснения, не имеющие правовой основы. Так, в пункте 5 Методических рекомендаций по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I –IV классов опасности (письмо от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364) необоснованно утверждается, что транспортируемые отходы I –IV классов опасности подпадают под категорию опасных грузов. Данное утверждение не соответствует положениям статьи 16 Закона, согласно которой порядок транспортирования указанных отходов, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. То есть Закон предусматривает издание отдельного нормативного акта по данному вопросу. В настоящее время такой документ отсутствует. Наряду с этим применяются различные критерии при отнесении отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду (см. приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536) и отнесении грузов к числу опасных (см. ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и часть 2 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов).
Таким образом, в рассматриваемом случае действия инспектора в целом соответствуют позиции Росприроднадзора. В то же время необоснованность замечаний выражается в следующем: 1) наличие на транспортном средстве, максимальная масса которого превышает 3,5 т, не связана с перевозкой каких-либо грузов и является требованием Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», контроль за соблюдением положений которого к компетенции должностных лиц Росприродназдора не отнесен; 2) свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов оформляются только на те транспортные средства, которые используются для перевозки взрывчатых веществ и изделий, а также опасных грузов в цистернах. В рассматриваемом случае груз, предполагаемый к перевозке, не обладает свойствами, вызывающими необходимость использования указанных транспортных средств.
Оригинальное издание ДОПОГ 2021 поступило на российский рынок. Книга отпечатана по поручению ООН и является официальным печатным изданием. Тетрадный переплет, твердая обложка. Защитная голограмма.
Каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. (ДОПОГ 1.8.3.1)