Конструкция транспортных средств типа ЕХ/II должна соответствовать общим положениям, а также следующим требованиям.
- Аккумуляторная батарея. Клеммы аккумуляторной батареи должны быть электрически изолированы или находиться под крышкой контейнера аккумуляторной батареи. Если аккумуляторные батареи не расположены под капотом двигателя, то они должны быть помещены в вентилируемый контейнер.
- Тормозное оборудование. Механические транспортные средства, максимальная масса которых превышает 3,5 т, оборудуются антиблокировочными системами категории 1. Прицепы, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не более 10 т, должны быть оборудованы антиблокировочными системами. Прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т, должны быть оборудованы антиблокировочными системами категории А.
- Топливные баки. В случае любой утечки из топливного бака для подачи топлива в двигатель транспортного средства топливо должно стекать на землю, не попадая на нагретые части транспортного средства или на груз.
- Двигатель. Тяговый двигатель транспортного средства должен быть оборудован и расположен таким образом, чтобы исключалась любая опасность нагрева или воспламенения груза. В качестве двигателя должен использоваться двигатель с воспламенением от сжатия.
- Система выпуска отработавших газов. Система выпуска отработавших газов (включая выпускные трубы) должна быть расположена или защищена таким образом, чтобы исключалась любая опасность нагрева или воспламенения груза. Части системы выпуска отработавших газов, расположенные непосредственно под топливным баком, должны быть расположены на расстоянии не менее 100 мм от бака или иметь теплозащитный экран.
- Устройство ограничения скорости. Механические транспортные средства с максимальной массой более 3,5 т должны быть оборудованы устройством ограничения скорости. Это устройство должно быть отрегулировано так, чтобы скорость не могла превысить 90 км/ч, с учетом технического допуска устройства.
- Сцепные устройства для прицепов Сцепные устройства для прицепов должны отвечать техническим требованиям Правил ЕЭК ООН № 55, предусматривающим беззазорную сцепку транспортных средств.
- Кузов транспортного средства. Кузов транспортного средства должен быть закрытого типа или должен быть покрыт брезентом. Все отверстия в грузовом отделении закрытого транспортного средства должны иметь запираемые, плотно посаженные двери или жесткие крышки. Кабина водителя должна быть отделена от грузового отделения сплошной стенкой. Любые осветительные устройства, находящиеся в грузовом отделении транспортного средства, должны быть расположены в потолочной части и снабжены закрывающим приспособлением (не должны иметь незащищенных проводов и ламп накаливания). Любое электрооборудование, доступ к которому имеется изнутри грузового отделения, должно быть в достаточной мере защищено от механического воздействия с внутренней стороны грузового отделения. Электрооборудование, расположенное в грузовом отделении, должно быть пыленепроницаемым (по крайней мере, со степенью защиты IP54).
Конструкция транспортных средств типа ЕХ/III должна соответствовать общим положениям, требованиям к транспортным средствам EX/II, а также следующим требованиям:
- Электропроводка . Сечение проводов должно быть достаточно большим во избежание перегрева. Провода должны быть соответствующим образом изолированы. Электропроводка должна быть жестко закреплена и расположена так, чтобы провода были надежно защищены от механических и термических воздействий.
- Главный выключатель аккумуляторной батареи. Выключатель, предназначенный для разрыва электрических цепей, должен быть расположен как можно ближе к аккумуляторной батарее. Если используется однополюсный выключатель, то он должен быть установлен на проводе питания, а не на проводе заземления. Устройство, управляющее выключателем, должно быть расположено в кабине водителя. Оно должно быть легкодоступным для водителя и иметь четкую маркировку, а также быть защищено от случайного воздействия. Такая защита обеспечивается кожухом, необходимостью двойного нажатия или другими средствами. Могут быть установлены дополнительные управляющие устройства при условии, что они имеют четкую маркировку и защищены от случайного воздействия. Контакты кабеля на главном выключателе аккумуляторной батареи должны иметь защиту степени IP54 (пылезащищенное исполнение). Однако этого не требуется, если контакты заключены в оболочку, которая может являться контейнером аккумуляторной батареи. В этом случае достаточно изолировать контакты для защиты от короткого замыкания, например с помощью резинового колпачка.
- Положения, касающиеся элементов электрооборудования, расположенных позади кабины водителя. Установка всех устройств должна быть спроектирована, выполнена и снабжена средствами защиты так, чтобы при нормальных условиях эксплуатации транспортных средств она не могла вызвать возгорания или короткого замыкания и чтобы опасность возгорания или короткого замыкания была сведена к минимуму в случае столкновения или деформации. В частности: электропроводка, расположенная позади кабины водителя, должна быть защищена от ударов, абразивного износа и истирания при нормальных условиях эксплуатации транспортного средства. Однако кабели датчиков антиблокировочных тормозных систем не нуждаются в дополнительной защите; электрические соединения между механическими транспортными средствами и прицепами должны иметь защиту степени IP54 и быть сконструированы так, чтобы исключить возможность непреднамеренного разъединения.
- Тормозное оборудование. Механические транспортные средства, максимальная масса которых превышает 16 т или на которых разрешена буксировка прицепа с максимальной массой более 10 т, должны быть оснащены системой замедления без тормозов (износостойкой тормозной системой).
- Предотвращение опасности возникновения пожара. Транспортные средства, оборудованные износостойкой тормозной системой с интенсивным тепловыделением, расположенной за задней стенкой кабины водителя, должны быть оснащены жестко закрепленным теплозащитным экраном, установленным между этой системой и грузом, чтобы исключалась любая опасность нагрева, даже локального, груза. Кроме того, этот теплозащитный экран должен защищать тормозную систему от любых, даже аварийных, утечек или выбросов перевозимого продукта. Удовлетворительной считается, например, защита, обеспечиваемая экраном с двойной оболочкой.
- Кузов транспортного средства. Кузов транспортного средства должен быть закрытого типа. Соприкасающиеся с грузом поверхности должны быть сплошными. Все соединения должны быть герметизированы. Все отверстия должны быть снабжены запирающимися устройствами. Двери или крышки должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы обеспечивать их соединение внахлест. Для изготовления кузова должны использоваться жаропрочные и огнестойкие материалы и его стенки должны иметь толщину не менее 10 мм. Электрооборудование, расположенное в грузовом отделении, должно соответствовать указанным выше требованиям.
Приказом Минздрава России от 12.04.2011 № 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Управление наземными транспортными средствами и работа в качестве крановщика (машиниста крана) включены в перечень указанных работ. В связи с этим водители транспортных средств, включая категории «В», «С», «ВЕ» и «СЕ», автопогрузчиков, электрокар и машинисты кранов подлежат предварительному (при поступлении на работу) и периодическим (один раз в два года) медицинским осмотрам.
Примечание: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право:
категория «А» - мотоциклы;
категория «В» - автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает
750 кг; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг;
категория «С» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
категория «BE» - автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг;
категория «СЕ» - автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;
категория «DE» - автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы;
подкатегория «С1» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
подкатегория «С1E» - автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.
Обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) подлежат также работники, организм которых при осуществлении трудовой деятельности подвергается воздействию химических, биологических и физических факторов или факторов трудового процесса (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве). Эти осмотры проводятся в случае отнесения условий труда к вредным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
На основании статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» водители транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, должны проходить обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н. По результатам предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», по результатам послерейсового медицинского осмотра – «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
Примечание: Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» требование о прохождении обязательных медицинских осмотров (предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые) распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.
Примечание 1: Нижеследующие требования соответствуют положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Примечание 2: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 № 1108 МВД России определено уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации.
Конструкция транспортных средств. Общие положения
Электрические цепи на транспортные средства для перевозки опасных грузов (кроме цепей аккумуляторная батарея - система холодного пуска и остановки двигателя; аккумуляторная батарея - генератор; генератор - блок плавких предохранителей или выключателей; аккумуляторная батарея - стартер двигателя; аккумуляторная батарея - корпус системы включения износостойкой тормозной системы; аккумуляторная батарея - электрический механизм для подъема оси балансира тележки) должны быть защищены плавкими предохранителями промышленного изготовления или автоматическими выключателями.
Номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В.
Не допускается применение на транспортном средстве ламп накаливания с винтовыми цоколями.
Топливные обогревательные приборы разрешено устанавливать только для обогрева двигателя.
В качестве тента допускается применение прочного к разрыву, непромокаемого и трудновоспламеняющегося материала. Тент должен быть натянут, перекрывать борта кузова со всех сторон не менее чем на 200 мм и удерживаться фиксирующими приспособлениями.
Прицепы должны иметь рабочую тормозную систему с функцией автоматического торможения.
Оригинальное издание ДОПОГ 2021 поступило на российский рынок. Книга отпечатана по поручению ООН и является официальным печатным изданием. Тетрадный переплет, твердая обложка. Защитная голограмма.
Каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. (ДОПОГ 1.8.3.1)